Да здравствует велосипедный сезон! Водители нервно поглядывают в правое зеркало, подальше держатся от обочин. Велосипедисты рассекают по тротуарам, ибо в выбоинах по обочине катить равносильно самоубийству. Шуршат колёса, щелкает перекидка — красота! Если ранее мы писали на что обратить внимание при выборе велосипеда, то теперь пройдёмся по велосипедным аксессуарам. Без чего лучше не выезжать из дому на велосипеде и что приобретают вместе с великом прям обязательно?
Помните: Независимо от того, горный велосипед или шоссейный, весит он 10 кило или 18, нельзя увешивать велосипед всем и сразу. Важно сохранить минимальный вес, чтобы катать долго и счастливо.
Базовые велоаксессуары
Ну, вы же правда не думали, что покупкой велосипеда всё обойдётся? В заказ к велосипеду добавьте, как минимум, шлем, светоотражатели на колёса и фонарь, насос, велозамок, звонок, шестигранники, запасную камеру и жилет со светоотражателями для пущей безопасности (даже ПДД рекомендуют некоторое из перечисленного иметь при себе (п. 24.10)). И это только начальный набор. К нему также можно приписать флягу с флягодержателем, сумку, велокомпьютер и крылья. И это все — первоочерёдные приобретения.
Велошлем
Кататься в шлеме от сноуборда на велосипеде — плохая идея, как и в любом другом шлеме, предназначенном не для велопокатушек. Такие “каски” не защитят вашу голову от удара, и даже наоборот могут стать причиной усугубления последствий.
Важно! Если вы уже хоть раз падали и по шлему пошла трещина, он отправляется на помойку, а вы — в магазин за новым. Повреждённый шлем при повторном падении не выдержит нужной нагрузки, т.к. запас прочности уже не тот. Осколки шлема в затылке вам не нужны, верно?
Читайте также: Как выбрать велосипед, если ты ничего не знаешь о велосипедах?
Для шоссейников и MTB приобретают кросс-кантри шлем, шлем-котелок — для BMX, стрита, дёрта и прочих развлечений для избранных.
Важно, чтобы шлем подходил по размеру и имел затылочную регулировку (для лучшей посадки), полезные дополнения — челюстной фиксатор и козырёк, актуальный при дожде и солнце.
При выборе шлема, помимо его размера и назначения, учтите:
- в нём может быть жарко (особенно летом) — для вентиляции предусмотрены специальные отверстия, и чем их больше, тем больше воздуха поступит к голове, но в дешёвых моделях это не играет вам на руку (больше дырок — меньше прочность);
- среди дорогих моделей встречаются шлемы со страховкой (повредили шлем — отправьте производителю в обмен на новый);
- дорогие модели прошли предварительное тестирование — их роняли, били и сталкивали со всем, чем только можно, отсюда и конструкция, и правильно подобранные материалы, дешёвые шлемы часто копируют с дорогих, заменяя затратное сырьё менее качественным;
- обращайте внимание на правильную посадку велошлема — без неё вы всё равно что без шлема катаете, должного эффекта шлем не окажет.
Интересно знать: Большинство шлемов гарантирует вам безопасность, только если скорость на момент падения составляла не более 15 км/час, а падали вы не выше, чем с 1 метра на неподвижный плоский объект. Это не значит, что шлем в принципе бесполезен — ну кто катает при 15, если можно ехать больше, и кто выбирает плоское место для удара? Это значит, что травмы возможны при столкновении, скажем, с машиной, но наличие шлема в любом случае лучше, чем его отсутствие.
Свет и светоотражатели
Чтобы шлем не пригодился в тёмное время суток, настоятельно не рекомендуем выезжать кататься на велосипеде без велофары и габаритных огней. Велофару можно заменить ручным фонарём или же налобным.
В самых дешёвых велофарах стоят лампы накаливания, светящие на полметра вперёд. По цене вроде бы — то, что надо, но на практике от таких фонарей лучше отказаться. Галогенные имеют приятный спектр свечения, однако очень мало работают от батарей. Светодиод — золотая середина.
Велосипедные фары выбирайте исходя из:
- времени работы от аккумуляторов/батарей (удовлетворительный показатель работы — 5 часов, хороший — 10 часов, отличный — сутки свечения);
- излучаемого светового потока — 800-1000 Лм, т.е. видимость на 25-45 метров впереди ездока;
- обзорность фары должна составлять 125°;
- свет фары должен быть “правильным” белым, а не синюшным (искажение цвета приводит к пространственной дезориентации — вы не сможете объективно оценить расстояние до объекта);
- фара должна обеспечивать нормальную периферийную освещённость, т.е. не лупить строго прямо, оставляя бока безвнимания, а распространять свет равномерно — так, чтобы велосипедист мог видеть не только объекты впереди, но и по бокам.
Фонари также могут оснащаться регулятором мощности, с которым светить будут ярче, но работать меньше, и наоборот. Полезное дополнение. Следите только, чтобы на максимальной мощности показатель автономной работы не был меньше 2 часов.
Удобнее, когда фонарь работает от аккумуляторных батарей, но к такому сразу же покупайте зарядное устройство. Аккумулятор сел в дороге — купите простые батарейки, свои дома перезарядите.
Читайте также: Велосипед до 30 тысяч рублей: руководство по выбору бюджетного велосипеда.
Габаритные огни велосипеда и катафоты
Задний красный габарит — по важности в первоочерёдных покупках. Маломощные фонари не берите — толку от них никакого. Угол видимости должен составлять 180°. Если у вашего фонаря есть несколько режимов работы — свечение, мигание и пульс — вам же лучше.
Светоотражатели или световозвращатели обычно ставят на педали велосипедов из коробки, об остальном должен позаботиться покупатель. Световозвращатель оранжевого цвета крепим на бока, красный — сзади, белый — впереди. В хорошую погоду они справляются со своей задачей, но на случай дождя и прочих погодных условий, затрудняющих видимость, нужны светоотражатели со светодиодами.
Каждое усовершенствование — дополнительный вес. Потому, примером, можно вместо стеклянных элементов использовать специальные стикеры.
Насос
Лучше иметь сразу несколько — портативный, чтобы всегда был при себе, напольный с манометром — для хранения дома и быстрой подкачки камер. Начать можно именно с портативного.
Портативные насосы для велосипеда могут умещаться в подсидельную сумку или ваш рюкзак, крепиться на раме велосипеда. Если ездите на шоссейном велосипеде, такой насос обязан иметь манометр для точной подкачки (если недоберёте воздуха — прокол гарантирован). Для горных и прочих велосипедов манометр — дополнение, при проколе или спуске колеса в полевых условиях докачиваем шину до жёсткости — и готово.
Компактные насосы выпускаются со шлангом и без него. Первый тип удобнее, второй — компактнее. Насосы могут работать как на вдув, так и на выдув, а также иметь регулятор подкачки: в одном режиме качает большой объём воздуха при низком давлении (ускоряет подкачку), в другом даёт меньше воздуха, но под большим давлением (когда нужно подкачать уже заполненную камеру воздухом).
Важно! Обращайте внимание на тип ниппеля, используемый в вашем велосипеде — головка насоса должна ему соответствовать. Для горных великов это Schrader, для шоссейных велосипедов — Presta, третий тип называют “клапаном” или Woods/Dunlop. Насосы имеют однотипные и универсальные головки (например, напольный Author AAP Air Turbo 2).
Тип ниппеля маркируется:
- Presta — SV, спортивный ниппель;
- Schrader — AV, автомобильный ниппель;
- Dunlop — DV, велосипедный ниппель.
Помимо габаритов и типа головки учитывайте максимальное давление насоса (измеряется в bar или psi) — оно должно соответствовать требуемому давлению в колёсах велосипеда. То есть компактный Author Cross Lite с гибким шлангом и универсальной головкой для шоссейников покупать нельзя — он выжимает только 8.3 bar, в то время как шоссейник требует 10-11 атмосфер. Для шоссейника подойдёт, скажем, Spelli Step ST с давлением 160 psi/11 bar.
Сколько атмофсер должно быть в вашем колесе подскажет соответствующая маркировка на покрышке (часто приводится в psi, таблицу перевода psi в атмосферы найдёте в Интернете).
Лучший вариант — алюминиевый насос, т.к. такой весит немного, зато прочны и не подвержены коррозии. Пластиковые — самые лёгкие, и если не скупиться, можно приобрести достойную пластиковую портативную модель, которая не умрёт после двух-трёх повреждений. Третий вариант — стальные велонасосы, но тут так же, как и с рамой велосипеда: они прочнее всех, но весят целую тонну, и металл подвержен коррозии.
Подвиды насосов
Одноразовые картриджи — баллончики со сжатым газом, мгновенно заполняют шину до нужного давления. Но из-за высокой стоимости целесообразно их использовать только в гонках, где скорость восстановления хода велосипеда действительно оправдана.
Домашние насосы — ручные и ножные, обязательно оснащаются манометром.
Вилочный насос — самый мощный, его используют для подкачки амортизаторов и воздушных вилок велосипеда (также есть компакты и полноразмерные модели).
Запасная камера
На случай, когда одной подкачкой колеса не обойтись, лучше иметь при себе запасную камеру. Её подбираем по размеру, соответствующему размеру колеса в дюймах (см. на покрышке — там всё написано), а также типу ниппеля. Накачиваем камеру до значения, указанного на покрышке. Там обычно пишут диапазон чисел, верное решение — докачать до среднего значения. Нет под рукой насоса с манометром? Качайте до уверенной упругости.
В камеры также заливают вещество-антипрокол, которое заполнит место разрыва под давлением воздуха. Такой лайф-хак позволит кататься дольше и не тратиться на новые компоненты для велосипеда. Антипроколы, тем не менее, не спасут, если речь не о занозе в камере, а о протирании или отрыве ниппеля.
Обратите внимание: Латексные камеры качественней, но каучуковые — более распространённые.
Ремкомплект
Часто состоит из клея и резиновых латок для заклейки проколов камеры, лопаток для монтажа велокамеры и пластины для зачистки резины перед заклейкой. Количество и форма латок могут отличаться. Полностью упакованным ремонтным комплектом считается перечисленное выше плюс запасная камера, насос, спицной ключ, герметик для камеры и мультитул (набор шестигранников).
Что посоветовать? Среди насосов классика — GIYO, отличные камеры выпускает Continental (совместимы практически со всеми ободами), хорошие шестигранники делает Bikehand (на таких не сотрёте резьбу, даже если очень постараться), а одни из лучших герметиков — JOE’S.
Велозамок
Наличие велозамка ещё не означает защиту от кражи. Если велосипед имеет маломальскую стоимость на вторичном рынке, злоумышленники если даже не унесут всё, то точно снимут то, что плохо закреплено. Например, переднее колесо. Ну или унесут велосипед без переднего колеса, если вы, как большинство новичков решили не цеплять его замком за раму.
Замки для велосипедов бывают:
- U- или D-образными — считаются наиболее надёжными, т.к. даже арматурные ножницы с ними плохо справляются, однако у такого замка малый захват, им не прицепишь велосипед вокруг дерева, он громоздок и прилично весит (таскать скорее всего придётся в рюкзаке);
- цепные замки — вторые по надёжности (всё зависит от производителя), звенья дешёвых цепей часто недобросовестно сварены, цепь должна быть покрыта пластиком или обтянута тканью, чтобы не царапать раму, сам замок обязан быть не пластиковым (большой недостаток цепных велозамков — вес почти под килограмм);
- замки-тросики — намного удобнее и легче цепных, но легко перекусываются при малой толщине троса (1 см);
- пластинный замок — пожалуй, самый компактный вариант, имеющий крепление на раме велосипеда, слабое место пластинного замка — соединение пластин, его также нельзя закрепить в нескольких плоскостях;
- замок-колёсный блок — по типу автомобильных колёсных блоков такой велосипед препятствует только тому, чтобы вор уехал на вашем велике, но унести он его вполне способен.
Читайте также: LOCK8: велозамок под управлением смартфона.
Ни один из замков не гарантирует полной безопасности велосипеду, но хотя бы заставит злоумышленника повозиться перед кражей. Если хотите перестраховаться, можно возить с собой два замка — одним, U-образным, цеплять переднее колесо с рамой, вторым — тросовым — закрепить колёса, продев трос восьмёркой через раму.
Два замка — тоже не 100%-я гарантия безопасности, но вор не станет возиться с двумя замками сразу, только если у вас не кастомный Specialized, на дворе — полночь и вокруг ни души.
Кстати: Два одинаковых замка можно состёгивать вместе. Замки также бывают на ключе и на кодовом механизме. Оба — равны по степени безопасности, только кодовый имеет небольшой бонус — вам не нужно таскать с собой ключ.
Очень полезное, но необязательное
Подсидельная сумка, фляга, крылья и велокомпьютер — без этого можно обойтись на первое время, но докупив их велосипедно-душевное равновесие вам гарантировано. Велокомпьютер покажет с какой скоростью едем, сколько уже проехали, который час, можно отсекать таймер и ставить цели для достижения. Одним словом, всё то же самое, что могут умные часы или ваш смартфон, но только всегда перед глазами.
В подсидельную сумку вмещаем мини-насос, мультитул, ремнабор и пару леденцов. Одним словом, то, для чего вам бы ранее потребовался рюкзак, но теперь можно освободить спину от излишнего потовыделения и трения лямок на плечах. Разве только вы решитесь купить велосипедный рюкзак, плотно прилегающий к спине для лучшей аэродинамики или специальный велосипедный рюкзак с вентилируемой спинкой.
Фляга и флягодержатель — тоже всегда под рукой, хотя некоторые катаются и с обычным креплением под воду с пластиковыми бутылками на удерживающих резиновых кольцах. Но чтобы испить водицы, надо будет либо останавливать вел, пить и ехать дальше, либо акробатить и делать то же самое на ходу. Есть и третий вариант — использовать специальную питьевую систему. Такая закладывается в рюкзак, трубка закрепляется на плечевом ремне. Всё, что вам нужно — дотянуться до трубки и потянуть воду из резервуара под спинкой рюкзака. Удобство же!
Крылья велосипеду нужны, чтобы не забрызгивать грязью вас, едущих за вами, да и сам велосипед.
Отдельная категория товаров — велоодежда и велообувь. Велосипедные перчатки, очки, велошорты, верх, обувь и даже носки — всё это можно адаптировать для долгих или частых поездок. Вряд ли вам понадобится что-то из этого списка, если у вас работа через квартал, или на вел вы садитесь на чаще трёх раз в сезон для поездки по городу.
Велоаксессуары для продвинутого почти не новичка
Если все перечисленное у вас есть, вы объездили на велосипеде треть страны или хотя бы своей области, можно двигаться дальше и приобрести велоформу, контактные педали и рога на руль, чтобы менять хват при длительных поездках. Чехол для велосипеда, велосипедное крепление для автомобиля и экшн-камеру, о которой, кстати, мы написали большой и подробный гид, можно приобретать, когда без велосипеда жизнь — не жизнь, вы готовы путешествовать с ним и на нём. Все туристические примочки сюда также впишем — от стационарного багажника до специальных багажных сумок. А ещё детское велосиденье.
Читайте также: Какую выбрать экшн камеру: сравнение моделей.
А пока совет один: велосипед — шлем — фара — велозамок — насос, и мягкая накладка на перо, чтоб цепь не царапала. Начните с этого.
Узнал много нового из этой статьи, хотя знаком с велосипедом всю жизнь. Как говориться: «Век живи — век учись».