Блог
Регистрация
Наверх
24 мая Вторник

Как выбрать детский велосипед: ростовки и ошибки выбора

В рубрике: Обзоры

Ростовка — наше всё!

Таблиц, помогающих определить оптимальный велосипед для ребёнка по возрасту и росту — масса. Ниже мы приводим оптимизированный табличный вариант. Если ваше дитятко, ввиду наследственной конституции тела, в свои пять лет ростом тянет на 4-годичного ребёнка, ориентируйтесь именно на ростовку, а не на возрастные показатели (они тут выступают дополнительным параметром, а не основным).

Выбор велосипеда для ребёнка: таблица размеров и роста

Диаметр колёс должен соответствовать росту ребёнка — преждевременно не усаживайте дитятко на велосипед с большими колёсами. Во-первых, чем больше колёса, тем больше сам велосипед, а ребёнок должен соскакивать с вела без травм, во-вторых, велосипед с большими колёсами быстрее развивает скорость и вообще ездит быстрее — вам правда это нужно?

Читайте также: Велосипед до 30 тысяч рублей: руководство по выбору бюджетного велосипеда.

Возраст и тип детского велосипеда

Детские велосипеды от 2 лет до 3-х

Часто — это велосипеды-самокаты с откидными педалями на переднем колесе и велики со съёмными родительскими ручками. На таких велосипедах, особенно в бюджетной ценовой категории, установлена масса пластиковых деталей (главное, чтобы рама была металлической), вместо привычного велосипедного седла — сиденья со спинкой и ремнями безопасности.

Особенности:

  1. Для тех, кому ещё рано налегать на педали, на детских велосипедах предусмотрены подножки (как на Italtrike 2401 Magic 2 Red). Удерживающие бамперы, ремни безопасности, козырьки от солнца, откидные спинки для тихого часа на прогулке — всё это пригодится максимум до 2.5 лет.
  2. Некоторые велосипеды оснащены фиксатором на переднем колесе — можно переключить на холостой ход педалей. Таким же фиксатором оснащают и руль — велосипедом управляете вы, а не ребёнок.
  3. Полезно, когда спинка сиденья съёмная, так же, как и родительская ручка. Чем больше деталей-трансформеров, тем лучше — ребёнок быстро вырастет из совсем детского велосипеда, хорошо, если модель сможет “расти” вместе с ним. У Lexus Trike Original Next, например, есть регулируемое относительно руля сиденье, растём — меняем посадку, катаемся с комфортом.
  4. Дешёвые модели с колёсами из пенополиуретана ужасно тарахтят на любой твёрдой поверхности. Пожалейте свои уши — покупайте велосипед с резиновыми колёсами или хотя бы из вспененного ПВХ (у MARS Mini Trike LT-950, например, тихие надувные колёса).

Обратите внимание: Дети ростом до 80 см физически не могут совершать вращательные движения ногами — подножки вместо педалей как раз для вашего случая. Ну или приобретайте т.н. беговые велосипеды — без педалей, но с полноценным рулевым управлением (как в Scott Cruzee).

Велосипед без педалей - "balance bike" или беговой велосипед

Правила безопасности

  1. Для такого детского велосипеда важнее всего — безопасность ребёнка. Модель должна быть устойчивой и лёгкой, чтобы ребёнок смог на нём не только восседать, но и кататься. Критерий “чтобы лёгкий” важен и для родителя, который будет таскать велосипед на этаж и вниз, пока дитя не подрастёт достаточно, чтобы делать это самостоятельно.
  2. Велосипед должен иметь ограничитель руля — без него руль оборачивается вокруг оси во время движения, что часто приводит к защемлению ножек.
  3. Цепь в таких велосипедах — вообще редкость, но раз она уже есть, то должна иметь защитную накладку.

Пристёгивать ремнями безопасности на беговом велосипеде дитятко ни к чему, зато такой велик быстро научит держать равновесие

Велосипеды для детей 3-4 лет

Первый переходной тип велосипедов. На таких великах уже установлены полноценные колёса с камерами, на заднем колесе присутствует поддержка в виде боковых съёмных “учебных” колёс.

Особенности:

  1. Защита на руле (предупреждает травмы головы).
  2. Защита на цепи (от грязи и повреждения одежды).
  3. Сиденье мягкое, но крепкое.
  4. Рама велосипеда занижена (облегчает посадку и предупреждает травмы при соскакивании).
  5. Оборудованы задним ножным тормозом.
  6. Часто — велосипеды-фиксы, т.е. с одной передачей.
  7. Диаметр колёс — до 12 дюймов.

Ножной тормоз срабатывает при резком обороте педалей в обратную сторону. Ручной тормоз не желателен, т.к. ребёнок ещё не дорос до работы с ручным вибрейком/ободным тормозом.

Классический пример велосипеда с широким сиденьем, тремя колёсами, звоночком и лентами на руле — Schwinn Roadster Trike или модель “чуть постарше”, с парой учебных колёс 12’’ — Schwinn Lil Tiger.

Schwinn Roadster Trike - классика среди трёхколёсных велосипедов

Велосипеды для детей 4-6 лет выглядят точно так же, но уже имеют колёса до 16 дюймов и передний ручной тормоз помимо заднего ножного. “Учебные” колёса также присутствуют. Велики с 16-дюймовыми колёсами имеют большую проходимость (больше свободы в выборе направления и поверхностей для катания), но и большую скорость.

Мягкие накладки на руль будут дополнительным преимуществом. Металлические крылья на колёса уберегут от лишней грязи штаны и курточки. Багажник и прочие слоты для хранения/выгула игрушек — лишний вес, но судите сами, нужны ли они ребёнку. Всё равно за ненадобностью такие детали обычно откручивают.

Например, велосипед для мальчиков Scott Voltage JR 16 с 16’’ колёсами, алюминиевой рамой, одной передачей, задним ножным и передним ободным тормозом или Merida MATTS J16. Такая же модель для девочек — Scott Contessa JR 16.

Мягкие накладки на руле - правило для выбора аксессуаров к детскому велосипеду

Велосипеды для детей 6-9 лет

Такие велосипеды приобретают формы и характеристики взрослых, но в миниатюре. Большие колёса означают потенциально большую скорость, потому велосипеды для детей до 9 лет оборудуют переключателем скоростей (обычно, до шести).

Особенности:

  1. Переключение скоростных передач — от 1 до 6.
  2. Диаметр колёс до 20 дюймов.
  3. Два тормоза — передний и задний ручные (допускается задний ножной).
  4. Некоторые модели могут поставляться с передней амортизирующей вилкой.

Если рост позволяет, можете брать велосипед с 24-дюймовыми колёсами и регулировать посадку положением руля/сиденья.

Например, можно взять Merida MATTS J20 с 20-дюймовыми колёсами и вибрейками на переднем колесе (вес велосипеда — 12.5 кг) или Merida MATTS J24 CHAMPION — с большим диаметром колёс, но почти тем же весом в 12.1 кг.

Merida Matts J24 Champion - велосипед для тех, кто постарше

Велосипеды для детей 9-13 лет

Рулетка вам в помощь. Если в этом возрастном промежутке ваше дитятко вымахало выше 135 см, покупайте велосипед со взрослыми колёсами — 26-дюймовыми. Раму подбирайте также из взрослых, но миниатюрных размеров — между 13 и 14 дюймами (XS). Всем остальным, не достигшим этой ростовки, положены велосипеды с 24-дюймовыми колёсами.

Особенности:

  1. Колёса диаметром до 24 дюймов.
  2. Количество скоростей от 1 до 24.
  3. Ручной тормоз (передний и задний), на городских велосипедах типа “круизер” допускается задний ножной тормоз.
  4. Оборудованы передней амортизацией (не обязательно).
  5. Вес не более 10 кг (исключение — экстрим-велосипеды).

Scott Voltage JR 24 (2014) - велосипед для 9-13-летних с 24-дюймовыми колёсами

Обратите внимание на наличие регулировок

  1. По высоте должно регулироваться сиденье. Золотое правило, как для детских, так и для взрослых велосипедов: в положении сидя велосипедист должен ставить прямую ногу на педаль в нижнем положении (на педаль становимся серединой ступни, а не носком!). И так ездить обязательно: для правильной посадки и для безопасного соскакивания, и для эффективного педалирования. Если на вашем велосипеде не так, опустите или поднимите седло. Подседельный штырь можно укоротить в веломастерской, но допаять к нему недостающие сантиметры никак нельзя.
  2. По высоте и наклону обязан регулироваться руль. Ребёнок не должен биться о руль коленями во время педалирования или поворота руля. Как и сидеть на детском велосипеде, аки победитель Тур де Франс — поднимите руль. Прямой посадки тоже избегайте (если только это не велосипед-круизёр).

Читайте также: Как выбрать велосипед, если ты ничего не знаешь о велосипедах?

Scott Voltage JR 26 (слева) - велосипед для рослых детей со "взрослым" диаметром колёс

На практике

Мало определить рост ребёнка, найти нужное поле в таблице и нажать “Купить”. В случае с детскими велосипедами важно примерить велосипед, ориентируясь на такие критерии:

  1. Расстояние от седла до педали в нижнем положении. Для 16-дюймовок это около 42-46 см (у 12-дюймовок — 38-40 см). На велосипед с 42 см сядут даже дети ростом до 95 см.
  2. Расстояние от седла, поднятого максимально вверх до педали в нижнем положении. Этот параметр нужен для определения максимальной длины ноги, т.е. до какого роста ваш ребёнок сможет кататься на этом велосипеде. В тех же велосипедах с 16-дюймовыми колёсами это 52-54 см, т.е. максимальный рост для такого велосипеда — 115 см.
  3. Стендовер. Меряем расстояние от пола до верхней трубы рамы. Ребёнок стоит, упираясь копчиком в нос седла, а расстояние от трубы до паха должно составлять не менее 5 см (хотя для детских велосипедов рекомендуют довести эту мерку до 10 см).
  4. Расстояние от носа седла до руля. Учитывайте для того, чтобы ребёнок не стучал коленками об руль. Для этого нужно знать длину бедра. У некоторых велосипедов с колёсами 16’’ этот параметр равен 19-20 см, что для ребёнка, выросшего по годам, очень мало.

Обратите внимание: Заботливый производитель все базовые параметры обычно пишет в паспорте модели.

Как выбрать велосипед по бренду

Никак. Не выбирайте велосипед по принципу “я слышал о таком производителе”. Так же как и взрослые велосипеды, детские собираются из компонентов различных производителей, но в итоге в название модели выносится только бренд фирмы, собравшей всё воедино (по совместительству, это бренд производителя рамы велосипеда).

Исключение составляют, пожалуй, только детские трёхколёсные велосипеды — в них нечего искать кто отштамповал эти пластиковые колёса, а кто сделал натяжку солнцезащитного козырька.

Trek - один из брендов, которым можно верить

Рамы для детских велосипедов производят “взрослые” фирмы вроде SchwinnScott, Trek, Author, Merida, Giant в компонентах обвеса наиболее часто встречаются Shimano и SRAM. Если сомневаетесь, перед вами достойная фирма-производитель или нет, ищите официальный сайт — пишем, например, “Scott bikes” и ищем среди 5-7 первых ссылок: одна из них должна вести на официальный сайт производителя.

Обратите внимание: Велосипеды часто закреплены за американскими и канадскими брендами, но производятся на мощностях компаний в Китае или на Тайване.

Антитравма

Первое, чему нужно научить ребёнка — падать с велосипеда, а не кататься на нём. Научите падать — будет меньше бояться, а если и упадёт, но травмы будут легче или вообще их можно будет избежать. Как правильно? Не выставляя руки при падении. Даже если лететь носом вперёд вывернуться нужно так, чтобы приземлиться на колено, а не челюстью об асфальт.

Важно не разрешать ребёнку лихо гонять на трёхколёсном велосипеде. Просто потому, что при резком повороте все трёхколёсники переворачиваются.

Учите ребёнка не бояться, кататься на велосипеде он может научиться сам!

У двухколёсных есть другая проблема — поворот руля на 90 градусов. При падении ручка руля может привести к тупым травмам живота. Если ребёнок катается на 4 колёсах, не поднимайте боковые высоко — велосипед не должно шатать из стороны в сторону, так ребёнку будет крайне сложно научиться держать равновесие и не заваливаться то вправо, то влево.

Частые ошибки при выборе детского велосипеда

Велосипед “на вырост”

С велосипедом, увы, нельзя поступить так же, как с курточками и кроссовками. На велосипеде не по росту ребёнок не сможет удержаться, а значит в вашей жизни станет больше подёртых штанов и колен. Велосипед подбирается исключительно по росту ребёнка. Растём — меняем велосипед на подходящий, если поднятием седла и регулировкой руля уже не обойтись.

Велосипед из супермаркета

Всё равно сломает/вырастет скоро — не оправдания для покупки ашанбайка. Мы писали ранее как выбрать недорогой велосипед и почему ашанбайки — зло. Почитайте, не поленитесь. То, что вам продают под видом велосипеда в супермаркете — небезопасное транспортное средство, даже на половину не выполняющее возложенных на него опций. Ну, например, рамы таких монстров изготовлены неясно из какого материала, их конструкция не отвечает реальной нагрузке, а потому велосипед ломается на ближайшем бордюре. Плюс, дополнительный вес — ашаны весят в 1.5-2 раза больше нормального велосипеда, незачем ребёнка напрягать таким весом. Ну и стоит ли говорить, что на вторичном рынке ашан стоит копейки — с его продажи вы вряд ли наскребёте на новый велосипед подросшему ребёнку.

Не нужно покупать "самое дорогое", купите простой - например, с обычным ручным тормозом и регулируемым сиденьем

Самый дорогой велосипед

Бессмысленная трата денег. Если вы не знаете, откуда взялась такая цена, не разбираетесь в качестве компонентов обвеса велосипеда или производителях рам, рискуете купить велосипед не по назначению. Недешёвый брендовый велосипед — хорошее капиталовложение, потому что такой можно будет продать по выгодной цене, когда ребёнок его перерастёт. Но не стремитесь купить самое дорогое, ассоциируя с самым лучшим.

Без шлема

Шлем нужно купить одним чеком вместе с велосипедом. Бамперы, накладки на руль, боковые колёса и прочие превентивные методы не обеспечат полную безопасность. Если вы уже заботливо выбрали велосипед с заниженной рамой, дабы дитя не травмировало промежность при соскоке, потрудитесь купить и шлем. Падать, врезаться в стоящие и движущиеся объекты, сдирать коленки и набивать синяки — естественный план действий даже для взрослого начинающего велосипедиста. Что там уже о детях говорить. Как только отстегиваете родительскую ручку, одевайте дитятку шлем.

Читайте также: Велосипед для новичков: базовые аксессуары, без которых лучше не выезжать из дому?

Шлем не обязательно должен быть просто "средством безопасности" :-)

 

The following two tabs change content below.

Елизавета

Без зазрений совести спрашиваю «телефончик» у малознакомых парней и девушек. За тем, чтобы проверить удобно ли кнопка блокировки ложится под палец и быстро ли срабатывает автофокус :) Хотела бы побывать на MWC и вести лайв-блог из гущи событий.
Назад
Комментарии
  • При всём разнообразии велосипедов сейчас нет проблемы купить наиболее подходящий и по цене и по качеству. Для меня прежде всего важна безопасность, поэтому первый велосипед для сына был и с фиксатором и с ремнями. А велосипед с деталями-трансформерами как раз позволил взять его немного на «вырост», чтобы ребёнок научился сам кататься, а нам не пришлось менять велосипед уже на следующий год.

    Ответить
Ответить