Виртуальная реальность реальна, простите за тавтологию. То, что ещё год назад, казалось крутым проектом с 50/50 шансами на воплощение, теперь однозначно заслуживает внимания. И трат.
О VR много и долго говорили, представляли прототипы и концепции, пока в 2016, наконец, на рынке не появилось сразу два мощных VR-шлема. Oculus Rift и HTC Vive появились на рынке в первом квартале 2016. А в октябре, спустя полгода, вышел и PlayStation VR, сделав VR доступной на трёх основных платформах.
VR на протяжении года также уделяли много внимания на техношоу и выставках. Например, VR-сегмент был представлен не только на узконаправленных и сравнительно небольших мероприятиях вроде Steam Dev Days, но VR-технологии и VR-игры были гвоздём E3, Gamescom и Tokyo Game Show, с анонсами от крупнейших мировых компаний (Sony и Microsoft, например).
Oculus Rift
Для многих знакомство с VR и представление о том, сколько потенциала у данной технологии, началось именно с Oculus Rift — Kickstarter-проекта, впоследствии выкупленного Facebook. В первом квартале 2016 Oculus Rift был представлен официально. Для Oculus Rift, доступного для разработчиков с лета 2013 года, это была не первая презентация, но именно она представила VR широкому кругу потребителей.
28 марта 2016 года начались поставки Oculus Rift Consumer Edition. Выход потребительской версии Oculus Rift, правда, сопровождался длительной задержкой поставок. В итоге, шлемы, купленные по предзаказу, покупателям везли вплоть до августа. И хоть теперь с доставкой проблем нет, и большая часть заказов уже через несколько дней добирается до покупателя, старт у VR для масс вышел комом.
Читайте также: Facebook и 360-градусные видео: так же шею свернуть можно
Oculus Rift в 2016 больше сопровождали не только новости о чудодейственности технологии — например, сооснователь компании Палмер Лаки, сделал крупное пожертвование в фонд организации, открыто поддерживавшей тогда ещё кандидата в президенты США Дональда Трампа. Учитывая, какой резонанс в мире вызвали нынешние выборы, у Oculus Rift были большие проблемы с общественным мнением и освещением в прессе. Настолько большие, что Лаки спрятали от телекамер и журналистов во время проведения конференции Oculus Connect 3, отставнив от публичных выступлений во время OC 3.
Компания ретировала, огласив на Oculus Connect 3, что новые технологии рендеринга позволят использовать Oculus Rift на устройствах с менее мощным железом. Теперь покупатель-середнячок не только знал о VR, но и мог прикупить его себе, не тратясь ещё и на новый ПК.
Читайте также: Google Cardboard: обзор VR-очков за 15 долларов
Примером, раньше ноутбук, способный вытянуть виртуальную реальность, стоил от 1000 долларов, в среднем. Это устройство начального уровня для VR, но от среднего чека на ноутбук — 500 долларов — было ой как далеко. Теперь же, ноут для VR с оптимизированной визуализацией, может обойтись в 500 долларов. Привет, средний класс! В России, если говорить о ноутбуках, а не PC, «средний» означает 70 тыс. рублей и выше. Но если хорошенько поискать, можно найти более облегчённые версии MSI GL726QF, Lenovo IdeaPad Y50-70 или Acer Aspire V Nitro.
Например, компьютеры, совместимые с обновлёнными Oculus Rift, должны обладать:
- NVIDIA GeForce GTX 960;
- Intel i3-6100 / AMD FX4350;
- 8 ГБ RAM и больше;
- HDMI 1.3;
- Windows 8.
Читайте также: ТОП-5 ноутбуков для VR: лучшие за свои деньги
На Oculus Connect 3 также представили 200-долларовый Oculus Touch — конроллер обратной тактильной связи для Окулус Рифт. Контроллер также используется в играх для более глубокого погружения в игровой процесс. То есть, грубо говоря, если вам придётся размахивать мечом, вы должны будете натурально повторять движения, а не тупо жать на кнопки.
Играть на VR уже есть во что — крупные игровые разработчики вроде Ubisoft и Insomniac в этом году представили Eagle Flight, Edge of Nowhere, Feral Rites и The Unspoken для Oculus Touch. К тому же, Minecraft, одна из самых популярных игр в мире, также получила VR-версию.
HTC Vive
По сравнению с Oculus Rift, анонс и выход HTC Vive не сопровождались такой оглаской. Зато хедсет вышел на славу. Без косяков и с первого раза. Это один из трёх лучших шлемов VR на рынке, но не обязательно считать его самым-самым.
HTC Vive напичкан более 70 сенсорами, есть 3D-трекинг или Full Room Scale 360 Degree Solution — в шлеме вы можете осматривать виртуальные предметы, перемещаясь самому и поворачивая голову — так, как вы бы это делали в обычных условиях. Плюс, контроллеры, которые к Oculus Rift нужно докупать отдельно, тут идут в комплекте поставки.
У HTC более открытая платформа, чем к Окулуса, и запущена игровая база SteamVR.
Компания принимает активное участие в развитии VR-сегмента: Virtual Reality Venture Capital Alliance — инициатива на 10 блн долларов, Vive X Accelerator Program — их рук дело. И основание Viveport Store and Developer Awards — награды для неигровых VR-приложений — тоже (победителей награждают солидными денежными призами и не только).
В итоге, как говорит HTC, «VR is here». Шлем вышел отличный, игр и VR-приложений для него уже достаточно, но мы пока ждём безусловного гейм-лидера, только ради которого стоило бы приобрести HTC Vive. За любые деньги.
PlayStation VR
Третий кит VR в этом году. Sony не жмётся в прогнозах продаж PlayStation VR — «сотни тысяч» VR-шлемов должны найти своих покупателей в ближайшее время. Может быть, особенно после выхода консоли PS4 Pro, с оптимизированной поддержкой PS VR (Sony PlayStation 4, кстати, сейчас стоит от 20 990 рублей) . Трекер и контроль движения — то, что есть и в Oculus Rift, и в HTC Vive. Но PlayStation VR разработана специально под одну из самых продаваемых игровых консолей в мире. Потому о конкуренции и речи нет.
Мобильные VR/AR
В 2016 много новой техники вышло и в собильном VR-сегменте. Так, примером, Samsung анонсировала новые очки Gear VR (2016)— обновлённая версия прошлогодних Gear VR поддерживает смартфоны последнего поколения (пока что это Samsung GALAXY S7/S7 Edge, Samsung GALAXY Note 7, по понятным причинам, подносить к глазам не рекомендуем). Шлем Samsung стоит копейки, по сравнению с полноценными VR-хедсетами — около 100 долларов, но для первых покупателей «семёрок» Gear VR шёл как приятный бонус (Apple, для сравнения, к новым макбукам, стоящим от 1500 долларов, даже 19-долларовій переходник Type-C/Type-A не прилагает). У GALAXY S7 отличные показатели продаж, что значит Gear VR — возможно первые VR-очки для огромного количества потребителей.
Читайте также: Открыт предзаказ на Samsung GALAXY S7 и GALAXY S7 Edge
Google в этом году также выпустил хедсет Daydream View. У него отличный «мягкий» корпус — всё равно что обуть любимые домашние тапочки, есть дополнительный контроль движения для более глубокого взаимодействия с VR. Daydream — открытая платформа, кто знает, какими приложениями — не обязательно игровыми — можно будет пользоваться уже через полгода.
Читайте также: Быстрый обзор Google Daydream View: тапочки, пледик и VR-очки
И, наконец, Pokemon Go. Игра, как вселенский потоп, заполонившая весь мир этим летом использовала технологию не виртуальной (VR), а дополненной реальности (AR). Кажется, Pokemon Go не стояли только на телефонах у бабушек — остальные, как зомби, наматывали километры по городу, передвигаясь от покестопа к очередному жиму. Спустя некоторое время даже Apple решила успеть ухватить тренд, и анонсировала выход версии Pokemon Go для Apple Watch.
Читайте также: Apple Watch Series 2: теперь с GPS, Nike+ и Pokemone Go
До PG ни одна другая игра не пользовалась таким спросом и не использовала AR. Отличный показатель, что массовый потребитель готов к AR-играм и приложениям.
Краткий прогноз рынка VR в 2017
2017, судя по всему, станет годом софта, а не железа. Потому не стоит ждать громких анонсов новых шлемов виртуальной реальности. Зато игр и VR-ориентированных программ должно стать больше.
Что до новой техники, скажем так: пока шлемы виртуальной реальности подключаются к ПК или консоли проводами, разработчикам есть над чем работать. HTC уже анонсировала выпуск беспроводного улучшатора для потребительской версии HTC Vive, Oculus дразнится прототипом Santa Cruz, Intel развивает Project Alloy, анонс которого тоже состоится в 2017.
А ещё есть дополненная реальность, Microsoft HoloLens и Meta 2. И Apple, которая пока только по слухам должна выдать в 2017 что-то эпичное, потому что в VR-сегменте пока вообще ничем не отличилась.