Кнопок управления в салоне всего две – «Старт» и «Стоп». В промо задорные старички веселятся, пользуя новую технологию. Хотя, пожалуй, у любого из нас было бы такое же выражение лица, дай нам покататься на эдакой штуковине!
Google презентует машину на «самоуправлении» посредством подъёма глубоких социальных проблем – такой кар смог бы без проблем отвезти вашу горячо любимую бабулю в супермаркет или в больничку на приём к доктору. А ещё облегчить передвижение по городу, а то и всей стране людям с ограниченными возможностями – в первую очередь тем, кто не в состоянии самостоятельно управлять типичным бензиновым автомобилем.
Надо сказать, что Google достаточно оптимистично относится к идее выпустить технологию в массы. Настолько оптимистично, что в прогнозах компании значатся 2017-2020 года: представьте, уже через два-три года самоуправляемые машины смогут попасть на потребительский автомобильный рынок! Вряд ли конечно такие «умные» крохи в обозримом будущем смогут ездить по нашим дорогам (хотя бы ввиду очевидного отсутствия этих самых дорог даже в черте крупных городов, не говоря уже о других причинах). Но тем не менее.
К слову, не просто так Google решила, что ей всего 2-5 годков понадобится: в Неваде, Флориде, Калифорнии, Мичигане и федеральном округе Вашингтон разработчики «умных» машин уже могут использовать общественные дороги для проведения тестирований.
Принципы навигации, управления и взаимодействия
Google-кар колесит по дорогам благодаря сенсорам, дающим 360-градусный обзор территории вокруг автомобиля (потому нет «слепых» зон), а также системе распознавания объектов в радиусе, равном двум футбольным полям, от авто. Усовершенствованная система навигации и данные, полученные из Google Street View, позволяют безошибочно ориентироваться на местности и составлять оптимальные маршруты и, между тем, избегать пробок и аварийных участков дороги. Правда, в условиях плохой погоды (сильного ливня или снегопада) система немного сбоит, так как первоначальные изображения дорог, улиц и объектов, на них расположенных, может кардинально отличаться от того, что в действительности происходит за окном авто. Да и осадки не дают сенсорам работать корректно. Но эти проблемы решаемы. Тем более, последние прототипы имеют камеры, отвечающие за различение цветов (сигналов светофора, например), радары, позволяющие определять, среди прочего, положение и скорость объектов вокруг самоуправляемого авто, а также лазерную систему (расположена в «башне» на крыше авто), получающую комбинированные данные.
Задавать направление движения, вероятно, можно будет посредством голосового или сенсорного ввода.
На проходившей в начале января CES 2015 были представлены два новых способа взаимодействия с автопилотируемыми автомобилями: посредством адаптивного информационного дисплея Mobius, а также виртуальных ключей от авто для смартфона и «умных» часов – InBlue (это вклад в общее развитие робототехники, а не работа прицельно на Google).
В плане портативности, второй вариант более приемлем: технология InBlue от Valeo позволяет без проблем открыть и завести автомобиль, при этом не предполагая использования дополнительных гаджетов – вам понадобятся только те, что и так постоянно под рукой (ну, или на ней). Кроме того, в Valeo работают над тем, чтобы пользователи имели доступ к информации об уровне топлива в баке, давлении в шинах, данных о пробеге, GPS-данным и другой полезной информации. Причём наивысшей планкой в таких разработках должны стать данные о свободных парковочных местах, на которые можно отправить машину, доехав домой или на работу, не принимая при этом самоличного участия в парковочном процессе.
Разработки и производство
Последний прототип, который Google показала в конце декабря прошлого года, для подстраховки, имеет педали тормоза и газа (как, впрочем, и любые прототипы других компаний). Но в Google заверяют: это только на время тестирования. Кстати, до того, как выпустить эту кроху, система автопилотирования испытывалась на машинах Toyota Prius, Lexus RX460h и Audi TT.
Между прочим, Google открыта для сотрудничества и ради продвижения проекта на рынок готова принять любую посильную помощь от автопроизводителей. 13 января этого года стало известно, что в числе первых откликнувшихся на такое заманчивое предложение стали General Motors, Honda и Audi. Сама же Google, по признанию руководителей проекта, становиться автопроизводителем не планирует.
Среди тех, с кем Google ранее вела переговоры, значится и Tesla, однако им лазерная технология, используемая Google, показалась слишком дорогой. В связи с чем ещё в 2013 году Элон Маск, основатель Tesla Motors, сказал, что ему было бы проще (и дешевле, вероятно) изобрести собственный автопилотируемый аппарат.
Собственными разработками обладает и Mercedes-Benz, на CES 2015 продемонстрировавшая «гостиную на колёсах». Luxury-авто F015 не имеет ничего общего с тем, над чем работает Google, хотя бы из-за одной только приставки «luxury». Внешне и внутренне это два полярных автомобиля. В Mercedes-Benz больше сосредоточены на комфорте и времяпрепровождении пассажиров во время каких-либо поездок, потому передние сиденья можно повернуть к пассажирским и чуть ли не чаёк попивать за светской беседой по дороге в офис. По мнению разработчиков, комфорт личного пространства будет одним из самых ценных благ будущего. И, плюс ко всему, F015, в проекте – это высокотехнологичный электрокар.
А вот вышеупомянутая Audi на всё том же CES 2015 представила модель, больше походящую на авто, способное появиться на рынке в ближайшие несколько лет: проект Audi A7 – это лишь отчасти самоуправляемая машина (в Audi данную технологию называют «пилотируемым вождением»). Такая поможет комфортнее преодолевать затяжные переезды по хайвеям, а вот в городской среде управление может быть предоставлено только человеку. При этом скоростной лимит авто составляет 112 км/ч (70 миль/час). Предыдущий прототип от Audi, выпущенный в прошлом году, с треском провалил показательные испытания – система «автопилота» сработала некорректно и водителю пришлось брать управление в свои руки. А вот Audi A7 пока что показывает только хорошие результаты.
Вопросы морали: сбить или не сбить?
Предположим, такие машинки заколесили по крупным мегаполисам, уютной французской глубинке и дальним асфальтированным просторам Норвегии. Машинка научена ездить с учётом всех ПДД, не превышает скорость и не идёт на обгон там, где это запрещено. Но ведь полагать безопасность пассажиров самоуправляемого транспорта лишь только на безукоризненное ПО автомобиля нельзя. Не всё зависит только от того, как ездит машина в автопилотом, пока остальными 99% транспорта управляют люди.
Как быть, если ситуация на дороге вынуждает нарушить правила ради спасения здоровья и даже жизни пассажиров/прохожих/людей, находящихся в других машинах? Эти вопросы пока что активно изучаются на всевозможных конференциях и круглых столах. Надо сказать, к единому мнению пока не пришли.
Прототипы и модели, тестируемые сегодня, напичканы всевозможными модулями и сенсорами, вычисляющими до 200 решений ситуаций на дороге ежесекундно. Из того, что есть в прототипе от Google: 64 лазера с углом действия до 360 градусов, камера, радары, GPS карты и прочие прелести навигационных технологий. Однако сотня сценариев поведения в нестандартной ситуации всё равно не может полностью исключить возможность попадания в ДТП.
Из правил, которые уже разрешено нарушать самоуправляемым машинам, в случае необходимости – пересечение двойной сплошной для объезда внезапно остановившегося авто, а также превышение скоростного лимита во избежание аварийных ситуаций.
Поскольку утопичного вождения исключительно по правилам в ближайшие десятилетия добиться вряд ли представляется возможным, разработчики принялись программировать self-driving автомобили на абсолютно человеческий стиль вождения. О других разработчиках пока не возьмёмся говорить, но система контроля движения и прогнозирования поведения участников дорожного движения от Google выглядит следующим образом:
Для тех, кто с английским не знаком, в двух словах: бортовой компьютер изначально определяет несколько ключевых параметров, среди которых – местонахождение автомобиля, анализ окружения автомобиля, а также прогноз поведения данного окружения, согласно считанным данным о транспортных системах и данным об объективной среде, затем – принятие решения о своём поведении, исходя из предыдущих данных. Выглядит более чем заманчиво. И, да, учтите, что максимальная скорость тестируемых прототипов от Google не превышает 40 км/ч, так что есть время «обдумать» ситуации.